Есть ли вообще возможность что ставка будет снижаться мы никогда этого процента не достигнем им интересно залоговое рейдерство им интересно спекуляция и отжать как они сами говорят предприятия у собственников за рубль забрали за 10 продали Почему в нашей стране котируется не рубль а котируется доллар и евро Вы можете себе представить чтобы госбанк ССР котировал Рекс марку Германии в сорок третьем году интересная мысль Да я даже не задумался хо я не знаю ни одного уголовного дела открытого по манипулированию курсом рубля Центральный В итоге становится убыточной организация это же нелепость а банк так делае часто он сюда приезжал
У него волосы дыбом остатки волос вставали потому что он говорит что у вас происходит сейчас точно всех волнует вопрос что же будет с ключевой ставкой потому что она влияет на рынок недвижимости Да и в целом на экономику и для того чтобы с этим вопросом поразмять политика глазьева Сергея Юрьевича Сергей Юрьевич добрый день Здравствуйте Очень приятно что вы пришли к нам на канал потому что мне кажется у нас на канале не было ещё таких серьёзных экономистов которые могут посмотреть с точки зрения макрорегионе которые тоже рекомендую многим нашим зрителям послушать и почитать и в первую очередь раз
вопрос который я в начале задал Хотелось бы поговорить про ключевую ставку потому что у нас историческая Ключевая ставка Рекордная К сожалению как понимаю это антирекорд и в пятницу по факту на прошлой неделе Эльвира саидовна решила оставить ключевую ставку 21% что положительно сыграли у нас все рынки и такое чувство было что фиери Победа Да ставка пойдёт вниз вот мне хочется у вас спросить Что вы думаете по поводу текущей ключевой ставки и почему её на ваш взгляд сохранили Хотя все экономисты говорили про е повышение первое надо понимать смысл ключевой ставки раньше называлась ставка рефинансирования Да это кредиты
выдаваемые центральным банкам коммерческим банкам Угу для того чтобы коммерческие банки могли балансировать э свою ликвидность в течение дня если у банка не хватает денег расплатиться по требованиям вкладчиков банк идёт в Центральный банк в соответствии с законом где Центральный банк кредитор последней инстанции он обязан выдать коммерческому банку деньги на удовлетворение требований если у банка не хватает То есть это ставка которая имеет отношение только к взаимодействию Центрального банка и коммерческих банков по балансировке ликвидности она не имеет никакого отношения к кредитованию инвестиций к ипотеке значит к всему что волнует людей вот э мистификация ключевой ставки это следствие крайней
примитивизм в Китае действует примерно пять разных ставок в том числе если это приоритетный проект то ставка 02 какую-то ОТС это допустим строительство перерабатывающего предприятия на севере Китая для переработки российского леса пример Типи вот или кредиты предположим на строительство скоростных железных дорог я могу подробнее про Китай дальше рассказать но это не только Китая специфика допустим Если вы хотите взять в лизинг немецкое оборудование или итальянское вам предложат ставку 0,5% то есть сведение всего многообразия инструментов денежно-кредитной полити к одному только параметру ключевой ставки это примитивизм краткосрочного кредитования банков вот эти кредиты по ключевой ставке они берутся на 1-2
дня ну максимум на пять потому что это временная нехватка денег у коммерческого банка если у коммерческого банка системная проблема о нехватке денег по выполнению своих обязательств тогда с ним уже по-другому разговаривают То есть это для здоровых банков типичная ситуация когда у банка может не хватать денег там в течение одного дня поэтому Центральный банк его выручает но Ключевая ставка у нас стала каким-то фетишей ставке Почему Потому что здесь уже идёт подмена серьёзная понятий Центральный банк кроме того что он выдаёт деньги коммерческим банкам по ключевой ставке он для себя решил открывать депозиты для коммерческих банков Да согласитесь
Абсолютно противоестественно для Центрального банка операции потому что Центральный банк не выдаёт коммерческих кредитов поэтому вопрос он принимает деньги на депозиты коммерческих банков тоже под ключевую ставку на чём он будет их отбивать Спрашивается если бы это был коммерческий банк понятно он взял вкладчиков соответственно отдал кому-то в кредит и оплачивают проценты по депозитам а Центральный банк Он же не коммерческая организация он вообще не имеет права заниматься коммерческими операциями поэтому само по себе привлечение денег на депозиты это противоестественна функция Центрального банка Но именно эта функция которую он сам себе придумал под предлог ли как бы лишних денег есть
там своё объяснение макроэкономическое но с точки зрения юридической Я считаю что это противозаконно деятельность Центрального банка он принимает деньги на депозиты коммерческих банков И тем самым он по сути устанавливает минимальную цену денег в экономике Да потому что вы понимаете если банк даст вам кредит предположим ниже ключевой ставки к вам придут люди в погонах и спросят А почему вместо того чтобы ничем не рискуя положить на депозит ЦБ и стричь просто купоны за то что вы ничего не делаете просто положили деньги в банки так делают часто Ну это это сейчас более 5 триллионов денег Ого на этих
депозитах Центрального банка соответственно банку не только нет смысла но и опасно банкирам принимать решение выдавать кому-то кредиты ниже ключевой ставки именно потому что Центральный банк придумал для себя противоестественный инструмент принятие свободных денег коммерческих банков на депозиты объяснение у них такое Что это стерилизация То есть как бы в экономике лишние деньги но в экономике нет лишних денег сегодня экономика не догруз мы знаем что производственные мощности загружены там максимум на 60 Там 3 65% промышленность может выпускать в полтора раза больше продукции если брать машиностроение у нас огромное количество ресурсов которые мы не перерабатываем экспортируем сырьё без практически
2Т сырья Мы вывозим из страны Хотя могли бы перерабатывать нуже технический потенциал не реализуется Миллионы людей сегодня наших граждан за границей пытаются реализовать свои идеи То есть у нас потенциал не используется в полной мере поэтому экономика не работает на полную мощность она не является перегретой как кажется центральному банку и для того чтобы экономика заработала на полную мощность необходимо дать кредит Креди не могут брать предприятия под такие процентные ставки потому что они в два-три раза превышают рентабельность брать такой кредит себе дороже поэтому предприятия отказываются от кредитов дешевле им не дают они сворачивают производство и по известному
тождество Фишера автоматически мы видим не снижение цен А рост цен есть такое эмпирическое исследование нижегородцева горить на статистике порядка сотни стран которая показывает что инфляция раст не только когда слишком много денег в экономике Когда экономика перегретая но инфляция растёт и когда количество денег снижается в не догруз экономике если экономика не догруз а денег становится меньше то есть меньше связывается ресурсов Вот чего у нас центральном банки Люди не понимают что деньги - это не золотые монеты это не товар это инструмент это инструмент для связывания ресурсов Современные фиатные деньги создаются государством чтобы связать имеющиеся ресурс они этого
не делают Поэтому когда они задирают процентную ставку Запрещают фактически коммерческим банкам выдавать деньги дешевле чем это привлекает на депозиты по ключевой ставке то автоматически происходит сбрасывание оборотов предприятия отдают кредиты те которые многие банкротят значит для банков это сегодня такой возникает Стимул заниматься присвоением чужой собственности Под предлогом пересмотра процентной ставки так называемое залоговое рейдерство то есть экономика от того что поднимается процент ставка становится меньше объёмы производства сокращаются инвестиции прекращаются вообще Тем более что мы не знаем какая будет ставка там через через 3-4 месяца поэтому главным результатом вот этого повышения процентной ставки является сбрасывание инвестиций сбрасывание инвестиций
ведёт к тому что прекращается технологическое перевооружение мы теряем конкурентоспособность по сни с другими странами оплатой за снижение конкурентоспособности является девальвация девальвация рубля вызывает новый виток инфляции вот этот порочный Круг которому крутится Наша экономика уже 30 лет за исключением короткого периода когда Геращенко был руководителем Центрального банка вот всё это приводит к деградации экономики но эта политика продолжается потому что она очень выгодна банкам вы знаете банки рапортует о рекордных прибылях поэтому они всемерно поддерживают эту политику они свободные деньги в депозиты по факту вкладывают и получают высо ложи точки зрения но они же сами печатают деньги откуда они
возьмут деньги на оплату депозитов они их печатают Центральный банк в итоге становится убыточной организация это нелепость Центральный банк убыточный организации у нас уже много лет структура которая создаёт деньги вместо то чтобы их создавать она высасывать деньги из экономики и это продолжается по той причине что это выгодно определенной группе лиц бенефициаров номер один это сами коммерческие банки Чем выше процентная ставка тем больше власть у коммерческого банка в экономике и руководители коммерческих банков особенно государственных Они хоть и несут понимают что банкротство предприятий приведёт к убыткам банка предприятия не смогут вернуть кредиты но они с легкой для себя
лично окупают эти потери банка для себя лично они окупают участием зало Рейдер когда у предприятия хорошего предприятия отбираются активы оно банкротится предприятие переходит в карман так сказать аффилированным лицам и мы видим Как идёт концентрация собственности вокруг банков банки себе так активы получают ещё и зарабатывают Да они становятся большими конгломерата чужой собственности которую они из залогов присвоили и перепродают это своим партнёрам значит по дешёвке банки терпят убытки определённые но зато люди которые в этом участвуют получают огромные прибыль То есть за рубль забрали за 10 продали Да это Между прочим я вам скажу порядка 7 триллион рублей
сегодня вот в этом залоговом перераспределении то есть банки сегодня по сути из-за этой политики завышенных процентных ставок вместо того чтобы зарабатывать на расширение кредита для производственных предприятий как это во всём мире делается банк На чём зарабатывает на расширении клиентской базы раст клиентская база растут доходы поэтому банки заботятся о клиентах они помогают предприятиям сложного минуту значит дают дополнительные кредиты если нужно страхуют их А у нас наоборот используется любой предлог повышение процентной ставки для того чтобы ухудшить условия кредитования и отжать как они сами говорят предприятия у собственников и объём перераспределяет 7 трин руб а на вкладах там
50-60 то есть это процентов 12 от денежной массы на вкладах которая размещена Да но это Надо мерить не столько к денежной массе сколько к объёму активов в экономике какая-то доля вообще собственности в экономике но важно что у банков смещается мотивация у банкиров точнее им выгоднее заниматься залоговым рейдерство чем заботливо расширять клиентскую базу поэтому у нас по факту получается что банки прекратили кредитовать инвестиции для чего собственно созданы Откройте любой учебник Там написано что банк должен трансформировать сбережение в инвестиции а доля инвестиционных кредитов сегодня менее 5% то есть банки сегодня не занимаются кредитованием инвестиций им интересно залоговое
рейдерство им интересна спекуляции номер один источником дохода сверхприбыли банков сегодня является переоценка валютных активов то есть они скупают валюту и на девальвации получа сверхприбыль просто пере оценивая её по новому курсу конечно Там же было 90 осталось 110 прекрасно из банков сделали спекулянтов А не кредиторов инвестиций если брать по науке Как нужно было бы сделать банки должны отчитываться особенно государственные банки по объёму инвестиций которые они вкладывают в реальный сектор экономики в этом их задача сегодня они этим практически перестали заниматься они стали спекулянтами они стали рейдерами и если они что кредитуют то это в основном торговля экспортно
импортная операция где всё просто и понятно но я хочу сказать что вот в этой примитивной денежной политике снижение ключевой ставки упирается в то что Вот именно вот в этот спекулятивный механизм который стал типичным для банков банкам не выгодно если будет снижа Ключевая ставка что что они делают такие ситуации У нас бывали значит допустим во время мирового финансового кризиса 2009 год было принято решение дать банкам 3 триллиона дешёвых кредитов это было политическое решение и глава государства при этом сказал мы вам даём деньги чтобы вы не лопнули в условиях мирового кризиса но вы пожалуйста доведите эти деньги
до реального сектора до своих клиентов они этого не сделали порядка 80% Денег которые они получили были брошены на валютные спекуляции то есть они взяли Центрального банка ди использовали их против Центрального банка Ну против рубля точ за устойчивость которого отвечает как бы Центральный банк и разогнали инфляцию совершенно верно то есть в этой спекулятивной экономике снижение ключевой ставки ведёт к тому что банки начинает набирать деньги у центрального банка и вкладывать их в валюту поэтому надо понимать что если мы хотим разумно денежную политику то мы должны вот этот вот спекулятивный механизм убрать с нка для этого есть множество
инструментов самый простой который давно нужно было применить как это Геращенко сделал В девяносто восьмом году это фиксация валютной позиции коммерческих банков сколько банк имеет валюты на начало дня столько он должен иметь в конце дня он не должен Да он не должен заниматься наращиванием валютных активов тем более сейчас когда доллары и евро у нас перестали быть валютой Я вообще не понимаю зачем Центральный банк ведёт котировку доллара и евро никому кроме спекулянтов это не нужно на было отпустить мы не используем просто не надо их котировать мы не используем доллары и евро в Торговом обороте типа отпустить вообще
ну как Да не вообще не котировать их Ну зачем они нужны ну зачем нужна котировка доллара Вот Нам нужен если ты всё равно не переведёшь никуда деньги Зару Ну вы же не котируется там точнее у нас же нет котировки на рынке там тугрика например да Или какой-нибудь валюты не знаю Аргентины там или ещё чего-то страны с которыми мы не торгуем лют операций их Зачем котировать Значит у нас Центральный банк в лучшем духе так сказать колониального правления так знаете в X веке когда англичане вынуждены были какую-то видимость Независимости придумать для Индии там и для других стран
Африки они придумали механизм валютного правления когда колониальна зависимой стране разрешают име сво ты Сколько у неё валютных резервах и котируется именно валюта метрополии вы не задумывались над тем что почему в нашей стране котируется не рубль а котируется доллар и евро ведь в любую страну вы приезжаете суверенную Да там написано сколько стоит там 100 за 100 ен в Японии Вы можете купить столько-то иностранной валюты даже приезжаете в любую во Вьетнам в Индонезию значит везде вы видите одно и тоже единица котируется единица национальной валюты сколько вы за эту единицу валюты своей можете купить других валют у нас
наоборот котируется Чужая валюта мы котирую доллар и евро сколько за доллар мы можем купить рублей Да как будто Центральный Банк - это филиал ФРС США это же безумия просто это признак зависимости ментальной зависимости когнитивной зависимости вот как из Вашингтона им говорят МВФ делат так они делают уже много лет я сколько не пытался объяснить руководству Центрального банка что так делать нельзя Это просто неприлично котировать не свою валюту а чужую тем более сейчас в этой чужой валюте это во-первых валюта страны агрессора которая против нас ведёт войну зачем мы её котирую Вы можете себе представить чтобы госбанк ССР
котировал Рекс марку Германия там в сорок третьем году предположим да Для чего э у нас торговля идёт в рублях и в юанях две главных валюты сегодня Ну давайте будем котировать ЮА рубль рубль к юане рубль к вьетнамской валюте к индонезийской к тенге казахстанскому креам к реам Да вот с кем мы ведём торговлю с теми будем котировать крупи индийская почему-то рупи мы не котирую а точнее рубль крупи не котирую а доллар к рублю котирую Ну в общем это результат полной зависимости ментальной зависимости руководства Центрального банка от вашингтонский финансовых организаций бенефициар номер д этой политики Это коррупционеры
потому что для коррупционеров очень важно Свобода вывоза денег за рубеж Дело в том что переход к дешёвым деньгам которые позволят подняться экономики развиться промышленности строительству должен быть защищен от вывоза капитала вот не должно быть таких вещей когда процентная ставка снижается коммерческие банки берут кредиты у центрального банка по ключевой ставке и бросают на валютный рынок этого быть не должно Но кроме того что против этого нужно мен фиксации валютной позиции коммерческих банков в дополнени к этому нужно вообще прекратить Вот это безумное сверх либеральный режим вывоза капитала обращаю внимание что страны которые формирует сегодня ядро новой новое ядро
мировой экономики Китай и Индия они у них нет свободного движения денег по капитальным операциям даже китаец не может пойти купить там в Дубае квартиру да да конвертация только по текущим операциям экспорт импорт А по капитальным операциям действует разрешительная система и это Оборотная сторона дешёвых денег потому что мы можем конечно много инструментов использовать там фиксация лётной позиции можем перейти к цифровому рублю И вообще запретить цифровому рублю там скажем перемещаться по капитальным операциям но самый простой способ чтобы дее деньги не уходили на валютный рынок это ввести разрешительный режим движения трансграничных денег по капитальным операциям и мы видим
как это успешно делается в Китае Да там можно вывозить деньги но вы должны объяснить для чего вы это делаете ЕС хотите трубу построить допустим для экспорта российского газа это понятно да А если хотите дворец себе построить где-нибудь вме То есть у нас как условно какой-нибудь кризис и все начинают там покупать валюту покупать usdt виртуальную крипту перевозить в другие страны покупать там недвижимость либо пытаться даже через Swift как-то выводить деньги и никто это не контролирует и поэтому как я понимаю все и боятся даже сейчас если санкции отменят условно вернут свиф Мне кажется что люди массово начнут
опять вывозить деньги из страны за Руж Ну при такой политике обменного курса когда он манипулирует со спекулянтами А надо понимать что если поскольку Центральный банк отказался вопреки Конституции отвечать за стабильность курса свята места пусто не бывает курсом манипулируют спекулянты это можно математически показать Кто был бенефициаром конкретно на провалах на девальвация и всегда видно значит Какие крупные спекулянты начинают валить рубль Центральный банк должен был бы против них применять меры вместе с прокуратурой но этого не делается то есть манипуляци курсом рубля считается преступлением но на виду у всех она происходит при этом никаких Я не знаю ни
одного уголовного дела открытого по манипулирования курсом рубля интересная мысль Да я даже не задумывался хотя вы знаете у меня есть такой значит друг котегава бывший за министр финансов Японии он сюда приезжал У него волосы дыбом остатки волос вставали потому что он говорит что у вас происходит когда он Служил за министра финансов и Ена летела вниз говорит я же вижу на рынке Кто покупает кто СБС ену и покупают доллары я их приглашаю к себе под камерой предупреждаю что если вы будете продолжать игру против национальной валюты вот есть прокурор рядом сидит это вот вы клиенты будете не
банков а прокуратура сразу всё прекращалось [музыка] Почему на ваш взгляд всё-таки сохранили ставку они поставили 23% и вы очень часто высказывается против вот этого таргета инфляция 4% поэтому как перефразируя есть ли вообще возможность что ставка будет снижаться и у нас в стране будет инфляция 4% они двухзначные Ну они просто испугались мнение политического руководства потому что все начали возмущаться потому что тысячи обанкротившихся предприятий это реальность начало Да и э дальнейшее движение в этом направлении просто увеличивает с одной стороны количество банкротов а с другой стороны провоцирует увеличение инфляции потому что даже уже есть эмпирическая зависимость когда процентная
ставка слишком высокая то дальнейшее увеличение процентной ставки приводит к тому что цены начинают расти из-за того что те предприятия которые вынуждены оставаться на рынке не могут свернуть производство по многим причинам поднимаю Да они вынуждены оплачивать эти кредиты перенося процентную ставку себестоимость это просто очевидный механизм так сказать трансформации увеличения процентной ставки в инфляцию там по-моему на что-то 2% повышения ключевой ставки цены увеличиваются на 10% что-то такая Такой так сказать потому что много цепочек много разных поставщиков и плюс Ну экономика сильно закредитован не будем забывать что во многих отраслях до 70% оборотного капитала - это заёмные средства
я ещё раз подчеркну что не нужно всё сводить ключевой ставки Это первое Второе главным фактором раскрутки инфляции является девальвация рубля поэтому само по себе в кавычках псевдо таргетирование инфляции которым занимается Центральный Банк это безумно потому что они бросают курс рубля в Свободное плавание на манипулирование спекулянта то есть нельзя побороть инфляцию без стабилизации курса рубля Это очевидно любому человеку который хоть мало мальски понимает В экономической кибернетики во в сложных системах сводить всю сложность денежно кредитной политики к одному параметру Ключевая ставка бросая курс рубля в Свободное плавание не принимаю никаких других рычагов и инструментов управления это знаете
всё равно что если водите автомобиль да у вас там много инструментов управления Можно влево вправо газ тормоз так сказать учат вас Да но я смею предположить что денежно-кредитная система - это более сложное устройство чем автомобиль а они действуют как будто они на самокате ездят они могут только одной левой ногой бить по земле быстрее или медленнее даже могут повернуть Вот это такой образ говорящий о крайней примитивности денежной политики поэтому для Я никогда не против был инфляции в 4% Я просто доказываю что при такой в кавычках политики таргетирования мы никогда этого процента не достигнем даже в среднесрочном
плане да можно сбить инфляцию до 4% на полгода ценой прекращения кредитования реального сектора Но дальше вступает вот этот порочный Круг о котором я говорил прекращение кредитования инвестиций технологическое отставание и новая девальвация новая девальвация - это новый всплеск инфляции поэтому не могут они при такой политике они не могут добиться этой цели просто они это не в состоянии сде каждый год смещают по среднесрочном прогнозу я вижу что чала два пятый год 4% потом сес се я не удивлюсь что в следующем году будет это знаете мне напоминает такое правило министерства экономики России девяностых годов когда я в Думе
тогда работал с дено середино де годов и каждый раз к нам приходило Правительство каждый год с прогнозом что сегодня спад будет там допустим ми 4% но в следующем году будет ноль а ещё через год будет плют и каждый год это всё это двигалось значит такое правило таква прави минэкономики то есть сбывается первый год минус А на 3 года не сбывается тоже самое здесь они могут сколько угодно нам обещать что инфляция упадёт до 4% через 2 года Но мы же видим 10 лет этой политики но 10 лет политики которая иногда приводила к снижению инфляции близко к
этому к этой цели 4% но тут же буквально через 2-3 месяца отлета отлета потому что шла девальвация рубля во-первых по причине падения конкурентоспособности во-вторых потому потому что след за по их примитивной логике снижение инфляции сопровождается снижением ключевой ставки кредиты дешевеют банки набирают кредиты скупают валюту это тоже является фактором девальвации а потом выдают более дорогие кредиты и зарабатывают Обратите внимание сейчас они снова загнали нашу экономику в кфо ную ловушку когда и падение производства то есть прекратился рост экономики а инфляция Только ускорилась почему это произошло ну во-первых потому что они снизили норматив обязательной продажи валютной выручки Когда
в двадцать втором году в момент ведения этих жёстких санкций президент принял решение увеличить норматив обязательной продажи лётной выручки экспортёров до 80% поскольку у нас положительный торговый баланс несмотря на арест валютных резервов мы остались без резервов тем не менее рубль пошёл вверх рубль укрепился рубль укрепился Поэтому в нашей стране где всё это все эти 30 лет положительный торговый баланс иметь такой нестабильный рубль такую волатильность рубль одна из самых неустойчивых валют мира это просто ну безумие какое-то То есть это полная некомпетентность Центрального банка мы могли бы держать курс рубля фактически фиксированным последние 15 лет Вот как он
был манипуляторами опущен допустим в чертом году до 80 вот этот 80 можно было продлить до сегодня дня просто неизменно вот как любая страна старается держать курс Да потому что это антиинфляционные фактор это Якорь антиинфляционные это инвестиционный фактор потому что экономика наша открыта и любые крупные инвестиции - это всегда валютные Лич прогнозировать свою доходно либо экспорт либо импорт оборудование и так далее То есть современная девальвация - это порождение нелепых действий регулятора снижение обязательных норматива валютной выручки второе продолжающаяся долла зация экономики то есть разрешение использовать доллар более того сохраняющаяся очень странная норма страхования валютных вкладов тоже непонятно
как можем мы страховать вклады в долларах Да мы ж долларом мы же не можем пользоваться А вклады в долларах страхуем тоже нелепость и так далее То есть Центральный банк сам по сути дела спровоцировал инфляционное девальвацию валюты а вслед за ней Новую инфляционной волну для того чтобы выйти из ляция ловушки и добиться вот этого таргета по инфляции 4% надо понимать что главным фактором борьбы с инфляцией является не сокращение конечного спроса как они вот пытаются путём повышения процентной ставки сокращают конечный спрос и это ведёт к тому что цены падают потому что никто не покупает не в этом
дело значит главным фактором борьбы с инфляцией э и одновременно главным фактором экономического роста является научно-технический Прогресс именно благодаря новым технологиям происходит макроэкономическая стабилизация Посмотрите страны которые развиваются хорошо и у которых в макроэкономике всё стабильно это страны лидеры в области научно-технического прогресса э и э для того чтобы побороть инфляцию необходимо э внедрять новые технологии расширять их это одновременно снижает издержки расширяет предложения товаров повышает качество товаров и любой наукоёмкие продукт Обратите внимание последней Ну там скажем Возьмите 20 лет 30 лет мы видим что параметр цена-качество всё время падает Угу Сколько стоит вот допустим Один бит вычислений в
вашем мобильном телефоне это ээ вот этот показатель цена-качество упал здесь за последние там 20 лет упал в 1.000 раз да и вот это обеспечивает стабильность стабильность в макроэкономике обеспечивает повышение эффективности для того чтобы была было повышение эффективности необходимо кредитование инвестиций потому что кредит - это основа э для инвестиций для инвестиций и для авансирования экономического роста современный экономический рост начался 200 лет назад когда государство научилось давать дешёвые деньги для этого были ростовщики как только государство создало центральные банки и начало заниматься целевым кредитованием пошёл экономический рост Поэтому если мы хотим выбраться из этой сталя Сион най ловушки
Нам необходимо во-первых стабилизировать курс как это сделать Мы уже так сказать вкратце сказали а второе обеспечить приток дешёвых кредитов для финансирования инвестиций не по ключевой ставке А через так называемые специальные инструменты рефинансирования вот допустим говорят о льготной ипотеке да И жалуется Что значит выдали Так много льготных ипотечных кредитов что значит э чтото пустили ошибку Все сейчас называют это якобы пузырь так сказать какой-то возник цены на стройматериалы выросли цены на стройматериалы выросли потому что наша антимонопольная служба непонятно Чем занимается это вообще их прямая работа потому что производство цемента арматуры это два-три производителя Ну там Пять это
Это просто олигополия которая ввинчивается цены постоянно для чего мы держим фаз У меня даже название фаз Да хорошее Да даже собака понимает что надо делать а вот они занимаются мелочёвка они штрафуют каких-то там торгашей значит а крупных боятся Что мешает им стабилизировать цены на цемент например или арматуру Ну не знаю коррупция или страх перед корпорациями крупными непонятно но эффективность это их кстати вопрос раскрутка инфляции началась Вот современного ветка инфляции чуть раньше с резкого роста тарифов и это опять же дело фаз Значит так вот что касается этого фактора инфляции это упущение антимонопольного органа теперь что касается
инфляции по жилищному строительству Это вопрос производственных мощностей если у нас производственные мощности ещё есть если можно расширять строительство то расширение кредита даёт расширение строительства и никакого роста стоимости квадратного метра не в производстве Да производстве и нам для того чтобы не допустить возникновения спекулятивных эффектов нам нужно всего лишь не давать доступа к льготной ипотеке спекулянта спекулянты которые накупавшись [музыка] правоохранительные органы на днях было совещание экономическое у главы государства где он привёл цифры огромного количества льготируемым кредитов льготируемым кредиты - это целевые кредиты это то что правительство субсидирует субсидирует процентную ставку но мы должны понимать что субсидирование процентной
ставки - это субсидии банком из-за того что Центральный банк проводит депозитные операции по ним ставят высокие проценты коммерческие банки используют вот этот ключевую ставку как некую минимальную цену за за кредит Да этого быть не должно должны заработать специальные инструменты рефинансирования которые раньше назывались кредитными линиями когда Центральный банк создаёт специально кредит для уполномоченных коммерческих банков которые этот кредит целевым образом доводят до Строителей до Машиностроителей до предприятий работающих по импортозамещению по национальным проектам и так далее вот этот огромный объём субсидий который выливается в сверх коммерческих банков их надо прекратить у банков нет такой значит тяжёлой работы Что
получать такие огромные прибыли они должны работать на марже там 1-2 про иными словами допустим если у нас приоритет жилищное строительство А мы хотим решить задачу демографического провала Значит нам нужно каждой семье дать желательно индивидуальный жилой дом или хорошую квартиру г можно сказать растить детей соответственно эти семьи должны иметь возможность получить ипотечный кредит не выше там допустим 2% это нормальная мировая практика Но не раскачает ли это очень большую ин не выше 2% для того чтобы они получили такой кредит необходимо чтобы уполномоченные коммерческие банки которые занимаются ипотечным кредитованием могли получить нго банка специальной по специальному механизму рефинансирования
кредит под 1% кредитную линию условно под 1% Креди задача коммерческого банка заключается в том чтобы отслеживать чтобы эти деньги не ушли Не туда на валютный рынок или в другие цели деньги специально выделяются для жилищного строительства то есть коммерческий банк должен следить за тем чтобы заёмщик тратил деньги по назначению это не трудно банки умеют это делать они всегда этим занимались и сейчас деньги по оборонному заказу которые допустим идут через банки банки агенты обязаны отслеживать целевое использование для этого банк не должен давать кэшем так сказать деньги предприятию а должен оплачивать их заявки Вот он сколько там цемента
он купил Сколько арматуры и эти платёжки оприходовать вот и вся вся история если мы даже цифровой рубль в недри который будет автоматом так сказать маркированный его видно где он будет находиться ещ проще это внедрить значит тогда получается что банки точнее строительные организации будут получать дешёвые точнее граждане будут получать дешёвые кредиты они будут покупать квартиры банки будут следить за целевым использованием стройка будет расти значит вопрос как повлияет это на инфляцию значит если антимонопольные органы будут следить за монополиста при таких кредитах У нас появится много разных застройщиков конкуренция увеличится на рынке они будут предлагать больше и больше
разных услуг э цены не Не вырастут они могут даже и упасть Ну например в Китае в течение многих лет Когда у них были темпы роста под 10% объём денежной массы рос на 30-40 про в год инфляция не происходила Потому что деньги связывались в производстве расширялся Выпуск товаров Товарная масса росла даже быстрее чем доходы граждан и поэтому происходила даже дефляция на рынках наукоёмкость к росту производства благодаря антимонопольным службам это не будет выливаться так сказать в ввинчивания конкурентные условия будут возможности для для кредитования инвестиций в модернизацию самого строительства освоение новых передовых технологий и всё будет расти будет
такой позитивный Круг расширения производства инфляция возникает когда кредиты берутся но не возвращаются вот когда люди допустим если берём граждан граждан сейчас набрали там приличный объём потребительских кредитов Там цифра по 20 триллионов и и больше вот если граждане берут покупают и не возвращают деньги Да тогда это в чистом виде эмиссия которая ведёт к росту цен А если в экономике заёмщик деньги возвращает Это означает что он своим трудом своим производством эти деньги связывает может обеспечить выплату кредита и кредит самое главное что он выпускает некую массу товаров и услуг которая обеспечивает его так сказать погашение вы сказали как
раз китайский пример Но вот как я понимаю в Китае тоже активно поддерживал рынок строительства много застройщиков но там по факту у нас наверное уже год назад Да Гран застройщик обанкротился потому что очень много строили жилья А по итогу много жилья в целом оказалось никому не нужно Может ли возникнуть такой риск в России если дать там не знаю дешёвую кредитную линию будут просто строить а потом вообще кому это жильё надо Ну да пузыри могут возникнуть но Согласитесь что это большая разница у вас пузырь возник в в материальной сфере то вы произвели больше благ чем их купили
То есть у вас это всё материализовать в нашей российской ситуации пузырь возникает в финансовой сфере возникает пузырь спекулянтов которые ничего не делают просто валят курс рубля получают сверхприбыли сами раздуваются а граждане беднеют потому что рубль деваль и реальная покупательная способность доходов падает это большая разница где у вас возникает пузырь то есть то что пузырь может возникнуть в любой экономической системе это Очевидно вопрос Это менеджмента Обычно говорят пузырь на рынке недвижимости это что означает что взлетели цены на рынке недвижимости взлетели цены и по таким ценам уже никто не покупает квартиры значит соответственно стройка останавливается все ждут
когда пузырь лопнет упадут цены там через 5 лет опять начнётся рост строительства Это плохой пузырь это вообще просто я бы сказал чисто отрицательное явление когда у вас в силу определённых механизмов заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении стройки возникает из крти на рынке к чему это приводит во-первых к снижению цены на площадь доп Жиль более Доступное жильё во-вторых у вас кто-то обанкротится вероятно Да значит ну квартиры То остались эти квартиры продадут только подешевле то есть застройщик который построил много квартир не смог их продать и обанкротился соответственно эти квартира в залоге находится у кредитора кредито их выставит на
торги и продаст Вот это знаете была Книга знаменитая американского журналиста Э города-призраки где он написал Вот эти города в Китая это были нулевые годы много действительно городов Я сам видел которые построены А у них народа нет На самом деле спустя 15 лет этот же журналист проехал по тем же местам обнаружил что города заселились в конечном счёте эти квартиры кто-то купил и люди туда приехали То есть это переток людей из разных городов это не вывоз капитала они как построили квартиры так и они стоят в этих городах соответственно По мере того как сельское население перемещалось в города
эти квартиры осваивались механизм понятен не буду сейчас на это время отнимать просто была взаимная мотивация мэра городов было выгодно переводить сельхоз землю в недвижимость банкам выгодно было это всё принимать как залог строительным компаниям было выгодно наращивать объёмы строительства Короче все хозяйствующие субъекты на этом имели определенную и действительно они строили больше чем рынок мог воспринять но в конечном счёте этот пузырь рассосался не в смысле обесценение капитала как это было в Японии допустим как финансовый пузырь да да а здесь прямо условно Ну недвижимость настроили Ну окей там рынок как бы отыграл с То есть это типа очень
парадоксально никогда не думал про это то есть для того чтобы у нас обеспечить жильём населения выполнять вот эту программу президента тридцатого года там 33 средних квадратны метра там ше год вро там 38 то есть нужно дать больше дешёвое финансирование но не через текущую схему бюджетирования То есть я видел что Минфин выделил там 1,6 триллион руб на субсидирование ипотек льготных А по факту ЦБ должен выдать кредитную линию застройщикам которые выдают кредитную линию коммерческим банкам коммерческим банкам банки выдают физическим лицам которые подходят под эти требования то есть они им выдают под 1% условно по два то есть
не всем подряд давать ипотеку 2% А вот та ипотека которая будет идти на первичный рынок для рынок строительства и за счёт этого у нас появится много частных игроков частных застройщиков а не будет там условно топ-10 которые по факту контролируют весь рынок появятся много разные продукты появятся выше конкуренция Они реально будут думать про продукт а то по факту сейчас построили вот часто из палок Вот и вот Живите как хотите Я вчера принимал одну из квартир одного крупного застройщика вот здесь фотографии Это ужас просто и я имею в виду про подъезд про входную историю и грубо говоря
даже если кто-то обанкротится Ну типа это бизнес Да ну типа такие случаи ситуации то это всё равно под залогом у бан и это можно будет потом продать и соответственно Ну как бы рынок сам по себе ну это должен быть рыночный экономика а не искусственная Да когда по факту кто-то это контролирует рыночная экономика в которой производитель может произвести столько сколько у него есть для этого ресурсов а для расширения своего производства может использовать дешёвые кредиты тут как и сейчас два потока один для граждан другой для заёмщиков строй компании которые тоже могут брать дешёвые кредиты для расширения производства
и кстати замечу в условиях высоких процентных ставок видите что происходит на рынке банки становятся собственниками строй бизнеса строй индустрии э это же ненормально когда банки по сути дела являются главными сегодня хозяевами стройки это вообще не их функции Да да я был на конференции крупного банка Да что скрывать дом Клик сбера Да и говорят Мы строить не будем мы не хотим становиться девелоперов нам выгодно контролировать всех девелоперов контролировать их ставки как бы и сейчас там они же с помощью кредитов могут манипулировать очень сильно в рамках проектного финансирования Ой а мы вам не дадим проектное финансирование вы
нам Пожалуйста сделайте это это такие-то преференции и банки понимают что им нет смысла заниматься производством Да и эффективностью там производительностью труда Для того чтобы застройщики более эффективно строили там дома а банки просто дёргают за ниточки девелоперов и зарабатывают свои деньги накидывай просто сервис ради сервисов или да причём не столько банк сколько конкретно лица которые вот в этих условиях завышенных денег строят такие бизнес сетевые бизнес-сообщества которые паразитируют на высоких процентных ставках и своим людям дают кредиты а не своим не дают только и всё я хотел бы финальный Вопрос такой задать А вот в целом вот вроде
сейчас всё логично да то есть и нужно инвестировать в производство нужно там не знаю покупать недвижимость там как бы э не хранить деньги под подушкой там на вкладе а для того чтобы Наша экономика страна развивалась нужно вкладывать деньги инвестировать А у нас денег много на вкладах на самом деле и люди боятся Ну и люди боятся понимаю потому что сейчас сво очень много неопределённостей вот можно ли попробовать заглянуть вперёд да Для тех кто всё-таки верит в российскую экономику в России на ваш взгляд вот там не то что когда закончится сво А вот там при завершении сво
Как будет развиваться экономика России да и ну видите ли вы в этом типа потенциал какой-то потому что многие смотрят и многие скажут всё прекрасно но мы боимся Ну знаете ээ всё-таки несмотря на санкции темпы роста экономики у нас э последние 3 года высокие это доказывает правоту вот мою и моих коллег в академии наук которые говорят что у нас потенциал выпуска продукции порядка 25% можем произвести на на четверть больше чем производим сейчас мы опираемся на статистику производственных мощностей на понимание того сколько можно перерабатывать нашей продукции в разы больше чем мы сейчас перерабатываем на понимание нашего научно-технического
потенциала который не востребован из-за того что нет опять же кредитования инновационной активности то есть мы видим возможности развивать российскую экономику с темпом 8% в год сво показа нашу правоту если помните когда начиналось сво нам Вашингтона МВФ э дал -1% на двадцать второй год Центральный банк вслед за своими этими кураторами из МВФ э написали минус восем их покритиковать потом сделали Мише мы написали плюс четы Угу Так оно и оказалось как академи киран да да Академия наук и мы да в евразийской комиссии работал потому что мы видели что санкции - это э как бы обоюдоострый мы можем
эти санкции превратить для себя в пользу и президент прямо призвал заниматься импортозамещения западные конкуренты без боя покинули Российский рынок прекрасная возможность для импортозамещения огромная возможность наращивания выпуска Дайте дешёвые кредиты и предприятия причём по нашим оценкам 80% продукции которые мы импортированы производить сами экономи получили пче Чего за счёт э ускорения роста обрабатывающей промышленности обрабатывающая промышленность растёт на 8 на 9 даже про в год конечно здесь ключевую роль сыграл госзаказ на продукцию определённую но тем не менее Мы видим что по самым таким сложным видам деятельности допустим производство компьютеров электротехнического оборудования оптических систем рост производства составил 30-40 про
ежегодно Да предприятия начали работать три смены это рост достигнутый без строительства новых предприятий по сути на тех же производственных мощностях которые были то есть это подтверждает мысль что нас Огромный потенциал роста и сейчас ещё не поздно включить эти механизмы целевого кредитования о которых мы говорили и связать этот имеющийся потенциал в процессе расширенного воспроизводства то есть мы можем развиваться с темпом не менее 8% в год НТ банк в ловушку сейчас ляо экономический рост останавливается в экономике это плохо очень более того значит когда завершится сво понятно что нам предстоит конверсия эти предприятия которые сейчас раскрутили на выпуске
оборонной продукции им нужно будет производить больше гражданской продукции для этого тоже требуется кредит и инвестиции в том числе потому что без этого даже товары двойного назначения они не могут так сказать Э иде работы загрузить идеально да вместо военного самолёта провести произвести Гражданский это не так просто но это можно сделать при соответствующем манёвре кредитными ресурсами И техническим потенциалом а то есть объективно мы можем сохранять высокие темпы роста но для этого нужно перейти к другой совершенно денежно-кредитной политики которая обеспечит стабильность обменного курса и дешёвое кредитного развития производства интересная мысль но я соглашусь то есть для меня на
самом деле очень интересна беседа потому что немножко по-другому даже взглянул с точки рын недвижимости в конце я всегда гостя спрашиваю где гость сохраняет свой капитал то есть куда инвестирует ли вы лично Да куда вы инвестирует ну вы знаете сейчас настолько Всё примитивно стало депозиты по 20 с лишним процентов это ну инструмент который трудно чем-то другим перебить поэтому я думаю сегодня откликнулось на наю рекламу банков сдавайте деньги по 2123 А дальше что делать Ну это же на полгода дальше посмотрим Видите вот когда такая турбулентность И тем более мировая гибридная война обычно растёт золото потому что во
время войн всегда золото становится часто единственным средством платежа Но вот э любов нового американского руководства ВНО избранного пте очень сильно сдвинула настроение спекулянтов Угу и золото было хорошим инструментом такого среднесрочного вложения в турбулентности мировой экономики пока не возникла вот сейчас конкуренция с криптой Я думаю что вот в этой сложной ситуации если если банки принимают депозиты под более чем 20% годовых трудно найти более привлекательный инструмент Тем более если денег немного и вы попадаете под систему гарантирования вкладов ну я соглашусь как бы как временный подход Да но будет очень интересно посмотреть Куда эти деньги перетекать в реальную
экономику потому что мне кажется что если даже хотя бы 2 триллиона рублей там условно пересчёт в реальную экономику это будет довольно серьёзная прибавка к вообще к текущей экономике в стране Особенно если это перетест хотя бы Частично на рынок недвижимости Спасибо большое за интересную беседу много вопросов у меня осталось Если нашим зрителям понравилось на беседа Я думаю с удовольствием вас пригласим второй раз и зададим вопрос потому что есть очень много вопросов про Брикс про вот Евро азий ское такое ве евро азиатское сотрудничество и я понимаю что у вас там тоже много экспертизы поэтому Спасибо Виктор хорошо
да спасибо Всего доброго